8.13. Я центризм и предпосылки к атеизму и религиозности.
-----
-----
Основы социологии
Глава 3.5. Я-центризм и предпосылки к атеизму и религиозности
Глава 3.6. Пример эзотерической альтернативы Я-центризму
Кроме того, Я-центризм мировоззрения порождает
и атеизм.
Поскольку человек непосредственно не воспринимает своими органами чувств
бытие Бога, подобно тому, как он воспринимает предметы и воплощённых
в веществе субъектов в своём непосредственном окружении, то бытие Бога
(либо некоторого множества богов) может быть расценено (если пользоваться
терминологией современной нам науки), как гипотеза, т.е. как интеллектуально
рассудочно выработанное предположение о существовании и характере тех
или иных явлений как об объективной данности, которое нуждается в практическом
подтверждении.
С таким подходом к вопросу о бытии Бога
следует согласиться, поскольку в этом требовании выражается не знающий
исключений принцип «практика — критерий истины».
Однако при этом надо понимать, что ответ на вопрос о практическом подтверждении
любой гипотезы, в том числе и гипотезы о бытии Бога, объективно обусловлен
субъективной — личностной — культурой познания Жизни, в основе которой
лежит мировоззрение самого же индивида на достигнутой им стадии развития.
По этой причине:
на основе одной культуры познания какие-то гипотезы могут быть подтверждены
в соответствии с принципом «практика — критерий истины»,
а в другой культуре познания те же самые гипотезы не могут быть приняты
не только в качестве жизненно состоятельных утверждений, но даже в качестве
гипотетических предположений1, обязывающих к чему-либо, а тем более
— к их практической проверке.